-0.7 C
Киев
Четверг, 18 декабря, 2025

Одну из наград фестиваля фильмов о правах человека получила картина с беркутом, которого пришлось полтора часа нести в горы

На фестивале фильмов о правах человека победила «35 страница» дебютанта Филиппа Ларса Поделиться

XXXI Фестиваль фильмов о правах человека «Сталкер» завершился в актовом зале ВГИКа. Многие его лауреаты получили профессию именно в этих стенах и пришли еще и ради того, чтобы лишний раз вдохнуть атмосферу альма-матер.  

тестовый баннер под заглавное изображение

Нынешние студенты актерского факультета продолжали упражнения с палками, не обращая внимания на гостей. Студенты художественного факультета в коридорах раскладывали свои эскизы. Колорита хватало.

Получившая главный приз за лучший короткометражный фильм «Привет, это я» Виктория Белякова, выпускница вгиковской мастерской Владимира Грамматикова 2017 года, сказала: «Сейчас, когда я пришла в новое агрегатное состояние, счастье вернуться сюда». Многие пришли именно за этой атмосферой, ведь просто так во ВГИК не войти, даже если ты когда-то в нем учился. Режимный объект, как всякий вуз.  

Специальный Приз Уполномоченного по правам человека в РФ вручили «Сказке про ЖилаБыла» Сергея Догорова. Ему пришлось дважды подниматься на сцену, еще и как оператору фильма «Лексо» Олеси Фокиной. Получая свой «Сталкер»,  она сказала:  «Я надеюсь, что все мы доживем до того, когда  чувство страха, охватившее наше общество, уступит место достоинству, которое будет в каждом из нас».   

Жюри документального конкурса, а это кинорежиссеры Евгений Цымбал, Владимир Герчиков и Алексей Симонов, больше 30 лет оценивающий фильмы на «Сталкере», призом  за лучший документальный фильм наградило «Победить тишину» Александра Фомичева. Эта картина о людях с проблемами слуха.  «Я — человек слабослышащий, — сказал режиссер,  принимая награду. — Пожалуй, в России не так много  режиссеров с проблемами слуха. Но я закончил ВГИК и рад тому, что мне удается снимать фильмы и таким образом побеждать тишину». 

В год 110-летия своего отца, Константина Симонова, Алексей Симонов помимо призов выдавал лауреатам по книге с его произведениями, включая сборник «Сталин», в который вошли размышления «Глазами человека моего поколения». Симонов-младший говорил о том, что у нашего прошлого есть еще неизвестные герои, и вручил награду «Неизвестной  Цветаевой» Любови Ульяновой. Она сняла фильм о сестре Марины Цветаевой, Анастасии, «монахине в миру, сильной духом».   

Спецприз им. Георгия Жжёнова, до последних дней работавшего в жюри «Сталкера», вручили документальной ленте «Россия  Марка Антокольского»  Григория Илугдина. Принимавший награду продюсер Марк Зильберквит выступил очень эмоционально: «История нашей культуры так богата великими именами, что мы иногда так неряшливо забываем о гениях. Антокольский из одного ряда с Репиным, с которым  дружил и делили мастерскую, Левитаном и другими мастерами. Это человек необыкновенной судьбы. Нам открылись необыкновенные факты его биографии. Когда Антокольский умер, его соратники, когда-то спасшие его от чахотки, композиторы Глазунов и Лядов, написали ораторию памяти Антокольского. Она не была опубликована, не звучала и обнаружена съемочной группой. Наступит момент, когда эта музыка зазвучит».   

Дебютантка в анимационной режиссуре Ирина Ковтун вышла получать диплом за фильм «Трамвай N 13» со своей героиней, маленькой куклой с розовыми волосами. Эта девочка увидела исчезнувшую бабушку в трамвае, перевозившем странных пассажиров в царство Харона,  где царствует смерть. 

Лучшим анимационным фильмом стала опять же «Смерть человека невидимки» Валентина Тютерева по Герберту Уэллсу. Награду за своего ученика, окончившего  ВГИК четыре года назад,  получал режиссер и педагог Алексей Демин. Он и сам  двадцать лет назад стал лауреатом «Сталкера», обладателем его приза в форме паруса. 

«Премия поможет Валентину не потеряться, — сказал Алексей Демин. — Фильм называется «Смерть человека невидимки», а режиссер становится видимым. Хочется, чтобы все победители становились таковыми, чтобы мы о них слышали». 

Тему продолжил документалист и член жюри Андрей Осипов: «Главное даже не то, что в фильме, а то, что в тебе потом происходит. Есть такая фраза, что искусство доставляет вечное беспокойство. Каждый из нас до конца не раскрыт, но   может еще больше сделать. Когда смотришь лучшие фильмы, то испытываешь моральное и энергетическое потрясение, и тебя затягивает это пространство на каком-то частотном, болевом уровне. Слава богу, на «Сталкере» были такие фильмы, и жюри трудно было сделать выбор. В них нет лукавства, чего-то умозрительного, надуманного. Каждый фильм, как продолжение жизни, правил и законов мироощущения автора, поэтому возникает энергия, которая сплачивает и открывает в тебе что-то новое». 

В коротком метре спецдиплом отмечен режиссер и всем известный актер Евгений Цыганов за игровую картину «Я не помню» с формулировкой «За стиль изображения адекватный драматургии фильма». Андрей Осипов заметил: «Самое сложное передать на экране чувства, атмосферу, переживания человека, а Евгению Цыганову это удалось».

За дебют» в игровом кино отметили «Северную станцию»  Сергея Овечко на все еще животрепещущую тему харассмента.  Как и год назад эта награда досталась молодому режиссеру, работавшему в компании продюсера Игоря Толстунова, грамотно поддерживающего начинающих кинематографистов. 

Спецприз им. писателя Анатолия Приставкина присужден «Плаксе» Алмаза Нургалеева. Фильм снят на татарском языке об актере старшего поколения Азгаре Шакирове, родившемся в деревне и достигшем высот в своей профессии.  

За лучший сценарий впервые отмечены Рауль Гейдаров и Лидия Ярцева, выпускница сценарной мастерской Аркадия Инина во ВГИКе, за  дебютный «День рождения Сидни Люмета». По словам сценаристки, эта история написана сердцем, а не головой. 

Спецприз имени многолетнего президента «Сталкера» Марлена Хуциева присужден Славе Россу за «Догги» о  странной паре, где девушка берет на себя роль собаки, чтобы оказать психологическую помощь главному герою. 

Еще один спецприз им. Вадима Абдрашитова вручен за фильм «Охотник», снятый в горах Северной Осетии без единого слова. Его режиссер Заур Цогоев, приехавший из Владикавказа, обратился к залу со словами: «Я к вам с гор спустился». Он — дебютант и в течение недели  получил в Москве несколько премий. Свой фильм снимался в далеком ущелье, о котором не знают даже местные.  

В главной роли — Казбек Багаев, один из трех участников конного театра «Нарты», погибшего на съемках фильма «Сестры» Сергея Бодрова-младшего в Кармадонском ущелье. Спасся он чудом, только потому, что задержался, заехав за сумкой. И эти несколько минут спасли ему жизнь. 

Заур и сам был актером, наездником, каскадером, а теперь, как говорит, «конюхует». Быть наездником — дело молодых, по его мнению, хотя и сам он еще молод. На съемках «Охотника» ему пришлось смотреть в глаза волку. А продюсер картины Людвиг Джиоев поднимал  беркута, весившего почти 40 кг, на собственном плече в горы в течение двух часов. После показа «Охотника» Заур больше часа отвечал на вопросы зрителей.   

«Сталкера» за лучший игровой фильм жюри присудило «35 странице» выпускника последний мастерской Владимира Меньшова Филиппа Ларса. Ее показ совпал со страшными событиями в одинцовской школе, а в фильме при всей кажущейся легкости есть важное послание, связанное с проблемами межнационального общения.    

НОВОЕ НА САЙТЕ

ПОХОЖИЕ НОВОСТИ